rmn_q (rmn_q) wrote,
rmn_q
rmn_q

Монгольские покатушки.

Есть у меня друзья, которые тоже не могут сидеть на месте. Всё тянет куда-то. Как обычно в клинической психологии, все обострения приходятся на весну, когда разогревающееся светило своим сиянием оказывает весьма специфическое воздействие на неокрепшие умы. Неокрепшие следует понимать как неокаменевшие, так как окаменевшим уже ничего не надо.
И на эти майские праздники ничего не изменилось. Звонят они мне, говорят, айда на Север края, покатаемся по лесным дорогам. Да ну его, не хочу, сказал я. Лучше на какой-нить Мунку-Сардык полезу. Потом перезванивают, - а если в Монголию, числа до десятого, на машине? И вот я что-то даже не стал размышлять что там да как (см.начало) и выдал в эфир - да, Монголия будет поинтереснее.
Что мы знали о Монголии? Да ничего мы не знали о Монголии. Есть у нас Ниссан Сафари, и мы, по неведению своему, вкатили ему 35-е колёса.




Ну почти как у ГАЗ-66. Ещё продуктов с собой набрали, консерв, крупы, механ бульбы, топлива к канистрах. Думали что приедем в жопу мира и всех там удивим. Ага. Когда начался асфальт, стало ясно что это мы на самом деле приехали их жопы мира и 35-е колёса нужны только дома. А продукты и всё прочее привезли обратно. Но обо всём по порядку.
Выехали поздно вечером 29 апреля из Приморья и рванули на Борзя, это на границе РФ-Китай-Монголия. Ехали двумя водителями без остановок, я и владелец машины, Костя. Третий участник Михаил, был за штурмана. На следующий мы день были уже на переходе Соловьёвск.
Наши погранцы с таможенниками, откровенно скучая на этом посту, ну нет там людей, устроили нам показательный шмон. С собаками! Вывернули наизнанку и вытряхнули всё из Сафаря! Я думал что сейчас заставят разбортовывать колёса, блин, для комплекта. Но обошлось. В пику нашим монголы просто открыли задние двери, подивились тому что увидели и махнули рукой, проезжайте, мол, вэлкам!
Ну вот и началась Монголия. Классическая такая, со степями и табунами домашней живности. До ближайшего города двести восемьдесят километров необжитых территорий и грунтовых дорог.


Попадаются только юрты кочевников. Удивительно, но они до сих пор ведут тот же образ жизни что и их делёкие-предалёкие предки. А ещё странности добавляет практически плоский рельеф. Смотришь вперёд и видишь озеро. Вроде недалеко. Решаешь подъехать. Едешь час, второй, а оно наоборот дальше! Берёшь карту, меряешь расстояние - 270 километров!!! Несколько раз вот так вот обманывались.
На середине пути, часа в два ночи, всех сморило сном. За бортом плюс три, но ветер делает ночёвку в палатке неразумной затеей. Решили спать в машине. Её аж качало от порывов. Ночью проснулся, посмотрел на звёзды. Ну конечно, где ещё они будут такие яркие, только в тайге и в пустынях.
Прямо с утренним рассветом поднялись и мы, и тут же, без завтрака, рванули дальше. И вот такой вот бешеный формат сохранился у нас до самого окончания этой поездки.
Потом первый шок, началась бетонка. Хорошая, ровная такая. О, классно, сказали мы, хоть немного покатаемся по ровным дорогам. Мы же не знали ничего о Монголии. Но потом, вслед за бетонкой, начался асфальт. Это шок номер два. Такого асфальта, у нас дома днём с фонарём не отыщешь! У нас, хороший асфальт на дорогах не валяется! А у них да. Вот не в обиду монголам, но какого лешего у них асфальт лучше чем у нас???!!!
Этот первый город звался Чойбальсан, вроде. У них вообще странности с названиями, буквы наши, а написано, знаете, такое, что в приличном обществе и произносить нельзя. Вот, например такое.


Зашли в ресторан поесть. Шикарный такой ресторан, и публика как подобает такому месту, вся в пиджаках да галстуках. А мы по военному, я вообще в разгрузке с шевроном "группа крови/резус фактор" и подсумками под магазины, не стал снимать. И нас отказались обслуживать, сославшись на "твоя моя не понимай". Но мы парни упёртые, перед трудностями пасовать не привыкшие. Перешли на английский, а мы его неплохо знаем, стали давить на них, лица грозные сделали, потребовали сюда администратора, и подействовало, знаете. Правда выделили нам отдельный кабинет, чтобы мы не смущали почтенную публику.
Дальше был конкретный такой обед из первого, второго, буузов (манты с рубленным мясом), салатов и монгольского цая. Каждому. Всё не доели, часть забрали с собой.
Если в Монголии хочешь испить просто чай, в обычном смысле, то просить надо липтон. Он любой у них липтон. А если скажешь чай, то приносят цай. Все думают, что это тот же чай, но с обычным молоком. А вот фиг! Это настоянный отвар конского щавеля с солью и жирным ячьим молоком. Кое-где даже могут и поперчить. Я об этом знал заранее, читал как-то про монгольские обычаи. Ну и вот цай этот офигенен на вкус. С чаем ничего общего не имеющий, вообще ни с чем ничего общего не имеющий, надо самому пробовать. Я вот распробовал и до конца поездки пил только его.
Дальше тритий шок, цены на питание в Монголии. Вот мы поели, сложили в контейнер что не доели, так как не доели много, и сидим, ждём счёт. Между собой сошлись что будет тысячи три на наши деньги. Приносят чек в тугриках. Делим на 31.5, курс такой был, выходит семьсот сорок рублей... А мы то честные, первая мысль была что забыли что-то указать, давай проверять. Но всё указано! Полноценный, вкуснейший обед на троих, в ресторане, семьсот сорок рублей! Монголия мне начала нравится.
Потом погуляли по этому городку, разменяли рубли на тугрики, автоматически превратившись в монгольских миллионеров, встретили немного русскоговорящих, я даже встретил земляка из Минска. Мы переживали насчёт качества топлива, так как ходили тревожные слухи, что в Монголии его не разбавляет только ленивый. Нам рассказали, что раньше так и было, ровно до тех пор пока не ввели уголовное наказание за такие дела,и всё, как бабка пошептала, бензин строго по ГОСТу везде, даже в самых глухих кишлаках, наш Сафарь даже ни разу не чихнул.
Походив, а вернее побегав по городку, снова выехали на трассу, взяв курс на Улан-Батор. Чуть больше трёхсот километров. Дорога автобан, и даже со всеми незапланированными остановками и штурмами близлежащих холмов (это чтобы не корить себя за то что просто так вкатили 35-е колёса), ещё засветло мы прибыли в столицу.




Погуляли по площади минут пятнадцать, пофотографировали что успели, и поехали искать гостиницу. Нашли рядом с площадью, с виду дорогая, ковры везде, швейцары на входе, ресторан на первом этаже, персонал говорит по английски. И решили брать. На отдыхе мы или кто? Взяли номер на троих, ол инклюзив, блин, включая завтрак, и приготовились уже отчислить серьёзную сумму тысяч эдак в десять. Но мы ничего не знали о Монголии. И вот всё это удовольствие нам встало по нашим деньгам в две тысячи шестьсот шестьдесят рублей (2660)!!! Полковую кассу вёл я и цены у меня перед глазами. Монголия мне начала нравится ещё больше.
Отмывшись и отоспавшись до семи утра, скоренько грузимся в авто и мчимся, распугивая стада коров и яков, строго на юг, в пустыню Гоби. Это как бы основной пункт был, пустыня Гоби. И вот очень скоро она началась, примерно к обеду.


Чуть не уснули от этой пустыни. Вообще никаких изменений по ходу движения, а учитывая качество дорог, как на месте стоишь. Хотя, знаете, если дорогу перекатиполе перекатилось, так это в нашем случае брейкинг ньюс. А заехать на заправку и перекинуться словечком с местными целое событие. Но если по честному, поговорить с ними по душам нам так и не удалось, несмотря на то, что мы на троих знаем добрую дюжину слов по немецки, а все монголы, похоже, столько же по итальянски. Не судьба.
Наш Сафарь, кстати сказать, хоть и оснащён 4,5-литровым бензиновым двиглом, но больше 120 км/ч ты его хрен разгонишь, и жрёт он при этом 30-32 литра на сотню. Это всё из-за 35-х колёс, мы же ничего не знали про Монголию. Бак большой, правда, и заправок много, но всё равно приятного в таком расходе мало.
Короче всем стало ясно что если ещё немного мы проедем в таком темпе, то банально заснём и уедем не туда. И на очередной заправке, заливши баки под горлышко, решаем ехать по пустыне, по грунтовым дорогам, срезая путь, прямо к следующему намеченному пункту, карьеру, где откапывают динозавриков.
Да, хороша была затея. У нас даже получилось объяснить местным, чего именно хотят эти ненормальные люди с обветренными рожами, ищущими на свою пятую точку приключений. Ну и мы проехали даже пару километров в нужном направлении. И в итоге заблудились, и целые сутки кружили по песчаным ебеням, ночуя снова в машине. Как бонус был вот такой вот дивный закат.


Ну и утро выдалось чудесным. Не врут те, кто говорят что самые клёвые фотки получаются утром и вечером.


А вы знаете какой там ветер? Нам двери приходилось с ноги открывать! А ещё один раз мы проворонили такую канаву из-за песчаной бури и так влетели в неё носом, что 35-е колёса наконец-то встретились с арками, и поднявшиеся нештатно крылья заклинили к хренам передние двери. В ход пошли монтировки, молотки и крепкие выражения, в итоге через какое-то время всё более менее стало на свои места. Владелец машины, Костя, ещё долго переживал что после всего такого наверное её никогда не продаст.
К следующему обеду, с помощью местного пастуха на мотоцикле, выехали в оазису, который должен был быть на границе карьера. Там у нас, не выдержав нагрузки, захрустела крестовина заднего кардана. Но к чести её стоит сказать, что хоть хрустела всё громче и громче, до сервиса дотянула. Скрипим но едем.
Слегка отдохнув в оазисе, мы снова сбились с пути, так как в пустыне никто из нас до этого не был. Там вообще мрак, дороги идут во всех направлениях, и можно ехать по любой их них долго и упорно километров двадцать, но приехать в итоге в покинутый кишлак, после которого тупик с зыбучими песками. Так что двигались мы по принципу "на два лаптя от солнца". Через пару часов таких вот манёвров, мы плюнули на первый карьер, так как по плану, который уже летел ко всем чертям, таких карьеров было ещё два. Забравшись на самый высокий холм и помолившись на навигатор, вроде выбрали нужное направление. Ещё пара часов и точно, впереди замаячили контуры какого-то города. Это был Даланзадзаг. Закупившись сувенирами (я взял себе монгольские тапки из кожи верблюда ручной работы и кожаный монгольский пояс с огромной литой бляхой в виде двойной ваджры и традиционный магнит на холодильник) и насытившись чебуреками с цаем в харчевне, мы погнали по асфальту в сторону следующего пункта, ущелью Ёлын-Ам. Там такое узкое ущелье, по высоким стенам которого скачут горные барашки. Никто из нас не был в Грузии, но все согласились с тем, что ущелья один в один как и там.


Мы бродили по нему до самой темноты, и бродили бы и дольше, но в дикой спешке мы не взяли ни одного фонаря, а по Кастанеде, в таких местах очень любят охотиться всякие сущности, которые прилипают к человеку а темноте и потом вызывают у него дома такое явление как полтергейст. Так что валили мы от туда как зебры галопом. Уже ночью вернулись в Даланзадзаг, где заселились в гостиницу на троих за тысячу шестьсот рублей. Решили спать до девяти, но уже в семь мы мчались, волосы назад, в следующий карьер с динозаврами, Баянзаг.
В этот мы попали, и даже успели там побродить и откопать какие-то кости, вроде это даже был динозавр какой.


Потом, к обеду, я настоял на том, чтобы мы отведали своих продуктов, что с самого начала с собой возим. Так и сделали. Поставили стол прямо в пустыне и отобедали.
А вокруг пустыня начала сменяться высокими холмами и отрогами гор вдалеке. Красотища. Только вечная спешка моих компаньонов начала доставать. Все эти "давай давай, быстрей-быстрей" не располагают к созерцанию. Лично я выбрал бы другой формат путешествия. Увидел бы пусть и меньше, но обстоятельнее и качественее.
А тем временем мы поднялись на высоту 2300 метров. Из фотографий тут вывозят только панорамы, никакие другие форматы не катят.


И опять спешка, даже чаю с термоса не попили на фоне такой красоты, никуда больше с ними не поеду. Для меня чай сродни медитации.
Дальше наш путь лежал в село Гурвантес, как было сказано в описании одного человека - одна из самых живописных в Монголии. Что есть то есть. Живописно. Никто из нас не был в Аризоне, но все согласились с тем, что виды вдоль дорог как и там. До Гурвантеса доехать засветло не успели, так что снова спим в машине. Хотя палатки и спальники есть. Обленились.


Приехали в Гурвантес, решили пообедать. И снова монгольские яства за монгольские цены. Вот вы только представьте, заказали мы пельмени в бульоне. Принесли их, а в том бульоне, помимо самих пельменей, ещё и мясо настругано! Как мол, можно, бульон без мяса? Вспомнил как заказали такое же по трассе, дома, принесли бульон из кубика, тьфу, обратно отдали. Ещё взяли шашлык из ягнятины. За всё отдали семьсот рублей...
Время поджимало, дома надо было быть десятого мая, а мы только половину намеченного плана выполнили. Все на измене, суетятся, кричат что мы не успеваем. Кроме меня. Потому что я уяснил один момент. Все вот эти планы, вот надо так сделать, вот именно так принято, вот всё это это полная хрень. Не надо никаких планов чтобы смачно отдохнуть, нужно только слушать себя. Приехал на место и если нравится, оставайся пока не насытишься. Чувствуешь что хочется сменить обстановку - меняй и мчи дальше. А у нас так, куда бы ни приехали, везде чуть ли не по часам действуем. Пол часа на то, сорок минут на это и прочее. Ты просто не успеваешь по настоящему побыть в конкретном месте. И к концу поездки меня это стало жутко напрягать. И был выбор, или выпучив глаза мчать дальше в сторону остальных намеченных точек на карте, уделяя им максимум по часу, и потея от мысли выдержит ли крестовина на кардане или спокойно ехать в сторону Улан Батора, там чинить Сафаря и двигаться домой на север, в сторону Иркутска, так как выходить решили через Кяхту. Все говорили надо мчать, надо лететь, надо выполнить план! А я сказал что эти планы мне до фонаря, я что хотел от этой поездки, всё получил, и даже больше. Если уверены что десятого будем дома, то едем, если не уверены, то я еду в Улан Батор и беру билет на самолёт. Мне эти гонки надоели. Решили голосовать. Мой вариант победил.
Выходим из кафешки, смотрим, а на заправке, что рядом, пара чуваков явно европейской внешности. Подъехали ближе, а это два парня из Австралии. Я до сих пор не понимаю, что они хотели увидеть в Монголии. Я так думаю, что Австралия и Монголия это близнецы братья, особенно по части пустынь. Поговорили с ними и выяснили, что едут они туда же, куда и мы. Отлично! Падаем им на хвоста, но в середине пути вдруг ни с того ни с сего Костя разворачивается, и, бешено вращая глазами, говорит что он где-то здесь по навигатору видел дорогу, которая ведёт куда нам надо. Конечно же мы заблудились в очередной раз, и когда выехали на ту же дорогу, австралийцев уже и след простыл. Н-да.
До асфальта мы добрались только к темноте, и стало ясно, что мой вариант был единственно верным. Крестовина доживала последние часы. Больше 80км/ч не разгонишься, вибрация достаёт.
Я сел за руль. Ехал всю ночь и часам к десяти кое как дотянули до Улан-Батора. Нашли официальный Ниссановский центр, и пока нам меняли крестовину, плотно позавтракали в ближайшем ресторане. Самый дорогой перекус за всю поездку - почти девятьсот рублей), при том что половину пиццы забрали с собой.
Думали что за ремонт сейчас с нас сдерут как на родине. Снова нет, что мы могли знать о Монголии? Нам не только поменяли крестовину, но и ещё прошприцевали всю машину за двенадцать тысяч! Оригинальная запчасть, заменена в официальном сервисе и за это двенадцать тысяч? У нас только сама крестовина стоит десять тысяч! Я был в шоке.
После таких приятных новостей у нас в коллективе снова покой и взаимопонимание. Всем стало ясно что мы действительно хорошо отдохнули и то что не успели посмотреть, увидим в следующий раз. Я всегда в таких случаях говорю - будет повод вернуться.
Добрались до Кяхтинского перехода ближе к ночи. А он работает круглые сутки! Отличная новость. Занимаем очередь и морально готовимся к дикому шмону, но за нами подтягиваются ещё три машины, и нас пропускают, особо не тормоша.
Всё, мы дома. Качество дорог сразу меняется и 35-е колёса снова начинают оправдывать свою установку. Дома ты мы дома, но до него ещё пять тысяч километров, поэтому вперёд, да не мешкая. Машина не стоит, мы как дальнобойщики, меняемся за рулём. Один спит, другой едет до тех пор, пока не начнёт вырубаться. Потом меняемся и всё снова. Тяжелее всего штурману, так ему надо следить за двумя водителями, чтобы не уснули за рулём, а это легче лёгкого в такой ситуации.
Трое суток практически без остановок. Полный автопилот, мы почти не разговариваем, бережём силы. Музыка уже не спасает. И я чисто случайно нашёл средство, которое отлично помогает не уснуть. Вода. Берешь бутыль воды, не сильно холодной, и просто пьёшь мелкими глотками. Сон как рукой снимает. Но пить нужно постоянно. Я так несколько бутылок выпивал за один перегон.
И вот наконец-то дом. Я реально смутно помню как мы на скорую руку разобрали багаж, где чей, конечно же перепутав всё что можно, потом я вроде решил выпить чаю, но не помню, пил я его или нет.
А уже утром, после того как я совершил подвиг в виде отрывания головы от подушки, мне позвонил Костя с предложением, от которого нельзя отказаться. Он спросил, не знаю ли я, как въехать на своём авто в Китай, так как на следующие майские, когда солнце снова начнёт нас бомбить своими фотонами, планируется ехать именно туда.
И я подумал - а что мы знаем о Китае?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments